Социально-психологические особенности копинг поведения. гендерный аспект.
Год защиты: 2012
Кол-во страниц: 69
Работу еще никто не покупал
Описание работы
Обозначенные актуальность и проблема стали основанием для выбора темы исследования: «Социально-психологические особенности копинг поведения. гендерный аспект»
Объект исследования – копинг-стратегии у подростков.
Предмет исследования – социально-психологические особенности копинг-поведения: гендерный аспект.
Цель исследования – выявить социально-психологические особенности копинг-поведения в гендерном аспекте.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность копинг-поведения;
2. Исследовать копинг-стратегий у подростков разных гендерных стереотипов;
3. Описать социально-психологические особенности копинг-поведения у подростков с разными гендерными стереотипами.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что стратегии копинг-поведения обусловлены гендерными стереотипами: мальчики-подростки чаще используют эффективные стратегии совладания по отношению к трудным ситуациям, чем девочки-подростки.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами, социальными педагогами при определении путей оптимизации психического развития у подростков с целью формирования у них более эффективных копинг-стратегий.
Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы, синтез, обобщение – теоретические методы; тестирование ( методика способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман, методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях), опрос (опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), качественный анализ результатов исследования – практические методы исследования.
Объект исследования – копинг-стратегии у подростков.
Предмет исследования – социально-психологические особенности копинг-поведения: гендерный аспект.
Цель исследования – выявить социально-психологические особенности копинг-поведения в гендерном аспекте.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность копинг-поведения;
2. Исследовать копинг-стратегий у подростков разных гендерных стереотипов;
3. Описать социально-психологические особенности копинг-поведения у подростков с разными гендерными стереотипами.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что стратегии копинг-поведения обусловлены гендерными стереотипами: мальчики-подростки чаще используют эффективные стратегии совладания по отношению к трудным ситуациям, чем девочки-подростки.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами, социальными педагогами при определении путей оптимизации психического развития у подростков с целью формирования у них более эффективных копинг-стратегий.
Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы, синтез, обобщение – теоретические методы; тестирование ( методика способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман, методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях), опрос (опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), качественный анализ результатов исследования – практические методы исследования.
Оглавление:
Социально-психологические особенности копинг поведения. гендерный аспект.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты исследования гендерных особенностей копинг-поведения
1.1 Копинг-механизмы как психологический феномен……………….………..6
1.2 Гендерные особенностей стратегий копинг-поведения………………..…23
1.3 Социально-психологическая специфик механизмов совладающего поведения у подростков разных полов……………………………………….30
2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей копинг-поведения
2.1 Организация исследования…………………………………..…………….35
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования ……………….…….41
Заключение………………………………………………………………….…49
Список литературы………………………………………………………..…51
Приложения……………………………………………………………………60
Количество источников: 49
Источники:
Библиография
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал 1994.- №1.- с. 3-19
2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988
3. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. – М.: МГУ, 2001. – 400 с.
4. Богомаз, С.А., Филоненко, А.Л. Различия в выборе копинг-стратегий лицами с разной склонностью к манипулятивному поведению / С.А. Богомаз, А.Л. Филоненко // Сибирский психол. журн. - 2002. - 10. - С. 122-126.
5. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психологический журнал. – 1996. - №4. - с. 64-74.
6. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка /Л.И. Божович. - М.:Просвещение, 1990.-127 с.
7. БрайтД., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – СПб: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с.
9. Бурлачук, Л.Ф., Психология жизненных ситуаций /Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. - М.: Наука, 1998. – 412 с.
10. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций – М.: Речь Психотерапия на практике. - 144 с.
11. Василюк, Ф.Е. Психологии переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Знание, 1984. -388 с.
12. Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора / Ф.Е. Василюк // Гуманистические подходы в практике - М.: МИР, 1999. – 500 с.
13. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. – М.: Академия, 2003.
14. Грановская Р. М. Практическая психология. – СПб., 1997
15. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты - М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.
16. Ермакова О. Особенности и условия, при которых психологическая защита сохраняет психологическое здоровье старшеклассника http://www.psi.lib.ru/detsad/raznoe/oupz.htm
17. Киршбаум Э.И. Психологическая защита. - М., 2000. - 181 с.
18. Копинг поведение и механизмы психологической защиты.http://webcache.googleusercontent.com/search?
19. «Копинг-поведение» http://putevodpav.narod.ru
20. Крайг, Г. Психология развития/Г. Крайг. – СПб.: Алетей, 2000. -560 с.
21. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. – СПб., Речь, 2005. – 240 с.
22. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Научное издание – Кострома: КГУ, 2004. – 245 с.
23. Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения /Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2005. - №2. - С. 5-15.
24. Крюкова, Т.Л., Куфтяк, Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Психологическая диагностика. –2005. – № 3. – С. 65-75.
25. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. 623 с. Статьи: "Механизмы защиты". С. 227-230, "Сигнал тревоги". С. 459-460, "Символ мнесический". С. 460, "Страх автоматический". С. 508-509, "Страх перед реальностью". С. 509-510.
26. Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций – М.: Смысл, 1999. – 532 с.
27. Либин А.В. Дифференциальная психология. – М.: Смысл, 2000.
28. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М., 1998. –480 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина.-М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 455 с.
30. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: "Институт практической психологии, Воронеж НПО "МОДЭК", 1995. С. 15-38.
31. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом //Учебно-методическое пособие - Казань, 2003. - 98 с.
32. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior » в системе понятий психологии личности // Психол. журн. –1997. –Т. 18. – № 5. – С.20.
33. Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 4. – С. 5- 15.
34. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей /И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.:Питер, 2000. – 600 с.
35. Останина Н.В. Педагогическая поддержка совладающего поведения подростков./ Н.В. Останина // Моделирование социальных систем и вопросы преподавания математики в высшей школе: труды международной конференции 26-27 марта 2008 г. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 195-208.
36. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. – Хилсдейл, 1984. – С. 57-63
37. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / под ред. Л.И. Вассермана. – СПб., 1999. – 49 с.
38. Психотерапевтическая энциклопедия // под ред. Карвасарского Б.Д. СПб.: Питер, 1998. – 752 с.
39. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст /Х. Ремшмидт. - М.: Знание, 1994. -366 с.
40. Романова E.С, Гребенников Л.P. Механизмы психологической защиты. – М., 1996. – 139.
41. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты, - издательский центр «Талант» , 1996. - 144с.
42. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М", 2000. – 656 с.
43. Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. – 2002. – № 5, 6.
44. Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. – Томск : Изд-во ТГУ, 1990. – 36 с.
45. Туманов Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002.
46. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М., 1993. http://www.psychol-ok.ru/lib/freud_a/paizm/paizm_12.html
47. Фрейд А. Эго и защитные механизмы. – М. : Эксмо, 2003. – 256 с.
48. Харламенкова Н.Е. Психология личности http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html
49. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи . – СПб.: Питер, 2008 - 672 с.
Цена: 2500 рублей
Чтобы купить работу напишите на почту [email protected] или позвоните по тел.: 8 800 700 54 07, 8 989 613 99 39