Психологические защиты и копинг-стратегии у проблемных подростков
Год защиты: 2012
Кол-во страниц: 84
Работу еще никто не покупал
Описание работы
Цель исследования - исследование взаимосвязи психологических защит и копинг-стратегий у проблемных подростков.
Задачи исследования:
1 Выявить сущность копинг-поведения.
2 Определить специфику психологической защиты и копинг-стратегий у проблемных подростков.
3 Эмпирически выявить копинг=стратегии проблемных и багополучных подростков.
Теоретической основой исследования послужили концепции российских ученых, в которых раскрываются: научные основы психологии личности и психологии различных социальных общностей (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.И. Донцов, А.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.); специфика психологических защитных механизмов (Ф.В. Бассин, P.M. Грановская, В.И. Журбин, Б.В. Зейгарник, А.А. Налчаджян, Р. Плутчик, Е.С. Романова, Е.Т. Соколова, А. Фрейд).
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что проблемные и благополучные подростки используют различные копинг-стратегии.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами, социальными педагогами с целью психологического сопровождения проблемных подростков.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, тестирование.
Задачи исследования:
1 Выявить сущность копинг-поведения.
2 Определить специфику психологической защиты и копинг-стратегий у проблемных подростков.
3 Эмпирически выявить копинг=стратегии проблемных и багополучных подростков.
Теоретической основой исследования послужили концепции российских ученых, в которых раскрываются: научные основы психологии личности и психологии различных социальных общностей (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.И. Донцов, А.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.); специфика психологических защитных механизмов (Ф.В. Бассин, P.M. Грановская, В.И. Журбин, Б.В. Зейгарник, А.А. Налчаджян, Р. Плутчик, Е.С. Романова, Е.Т. Соколова, А. Фрейд).
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что проблемные и благополучные подростки используют различные копинг-стратегии.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами, социальными педагогами с целью психологического сопровождения проблемных подростков.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, тестирование.
Оглавление:
Введение…………………….………..………………………………………3
Глава 1 Теоретическое исследование психологических защит и копинг-стратегий личности
1.1 Психологические защитные механизмы как психологический феномен…………………………………………………………………….……….5
1.2 Копинг-стратегии и их связь с защитными механизмами…..…….…..22
Глава 2 Исследование защитных механизмов личности и копинг стратегий у подростков
2.1 Методики исследования защитных механизмов личности и копинг стратегий у подростков…………………………………………………………...35
2.2 Анализ исследований защитных механизмов личности и копинг стратегий у подростков…………..…………………………………….…………48
Заключение……………….………………………………………………..76
Библиография…………….………………………………………………..80
Приложение……..........................................................…………………..84
Количество источников: 66
Источники:
1.1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991.
1.2. Агапов, B.C., Краева, М.Ю., Секач, М.Ф., Семья Г.В. Психология безопасности: основы психологической помощи населению [Текст] / B.C. Агапов и др. - М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2005. - 308 с.
1.3. Адлер, А. Наука жить [Текст] / А. Адлер. - Киев, 1997.
1.4. Акмеология [Текст] // Под общ. ред. A.A. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002.
1.5. Александрова, JI.A. К концепции жизнестойкости в психологии [Текст] / JI.A. Александрова. // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 // Под ред. М.М. Горбатовой, A.B. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.
1.6. Александровская, Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников [Текст] / Э.М. Александровская. - М.: Фолиум, 1993.
1.7. Алиева, М.А. и др. Тренинг развития жизненных целей [Текст] / Под ред. Е.Г. Трошихиной. / М.А. Алиева. - СПб.: Речь, 2002 - 216 с.
1.8. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
1.9. Андреас, С., Фолкнер, Ч. НЛП: Новые технологии достижения успеха [Текст] / С. Андреас, Ч. Фолкнер. - К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2001. - 448 с.
1.10. Анциферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы [Текст] / Л.И. Анциферова // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.-С. 3-19.
1.11. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова. // Психол. журнал, 1994. - № 1. - С. 3-18.
1.12. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988
1.13. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. – М.: МГУ, 2001. – 400 с.
1.14. Богомаз, С.А., Филоненко, А.Л. Различия в выборе копинг-стратегий лицами с разной склонностью к манипулятивному поведению / С.А. Богомаз, А.Л. Филоненко // Сибирский психол. журн. - 2002. - 10. - С. 122-126.
1.15. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психологический журнал. – 1996. - №4. - с. 64-74.
1.16. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка /Л.И. Божович. - М.:Просвещение, 1990.-127 с.
1.17. БрайтД., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – СПб: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
1.18. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с.
1.18.1. Бурлачук, Л.Ф., Психология жизненных ситуаций /Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. - М.: Наука, 1998. – 412 с.
1.19. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций – М.: Речь Психотерапия на практике. - 144 с.
1.20. Василюк, Ф.Е. Психологии переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Знание, 1984. -388 с.
1.20.1. Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора / Ф.Е. Василюк // Гуманистические подходы в практике - М.: МИР, 1999. – 500 с.
1.21. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. – М.: Академия, 2003.
1.22. Грановская Р. М. Практическая психология. – СПб., 1997
1.23. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты - М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.
1.24. Ермакова О. Особенности и условия, при которых психологическая защита сохраняет психологическое здоровье старшеклассника http://www.psi.lib.ru/detsad/raznoe/oupz.htm
1.25. Киршбаум Э.И. Психологическая защита. - М., 2000. - 181 с.
1.26. Копинг поведение и механизмы психологической защиты.http://webcache.googleusercontent.com/search?
1.27. «Копинг-поведение» http://putevodpav.narod.ru
1.28. Крайг, Г. Психология развития/Г. Крайг. – СПб.: Алетей, 2000. -560 с.
1.29. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. – СПб., Речь, 2005. – 240 с.
1.30. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Научное издание – Кострома: КГУ, 2004. – 245 с.
1.31. Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения /Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2005. - №2. - С. 5-15.
1.32. Крюкова, Т.Л., Куфтяк, Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Психологическая диагностика. –2005. – № 3. – С. 65-75.
1.33. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. 623 с. Статьи: "Механизмы защиты". С. 227-230, "Сигнал тревоги". С. 459-460, "Символ мнесический". С. 460, "Страх автоматический". С. 508-509, "Страх перед реальностью". С. 509-510.
1.34. Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций – М.: Смысл, 1999. – 532 с.
1.35. Либин А.В. Дифференциальная психология. – М.: Смысл, 2000.
1.36. 90. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 335 с.
1.37. 91. Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации [Текст] / Д.А. Леонтьев. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 // Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56-65
1.38. 92. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1993.-430 с.
1.39. 93. Либина, A.B., Либин, A.B. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? [Текст] / Стиль человека: психологический анализ / A.B. Либина, A.B. Либин. -М.: Смысл, 1998. - С. 190-204.
1.40. 94. Либин, A.B. Дифференциальная психология. На пересечении европейских, российских и американских традиций. [Текст] / A.B. Либин. - М.: Академия, 2004. - 527 с.
1.41. 95. Либина, A.B. Совпадающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации [Текст] / A.B. Либина. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.
1.42. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М., 1998. –480 с.
1.43. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина.-М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 455 с.
1.44. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: "Институт практической психологии, Воронеж НПО "МОДЭК", 1995. С. 15-38.
1.45. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом //Учебно-методическое пособие - Казань, 2003. - 98 с.
1.46. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior » в системе понятий психологии личности // Психол. журн. –1997. –Т. 18. – № 5. – С.20.
1.47. Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 4. – С. 5- 15.
1.48. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей /И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.:Питер, 2000. – 600 с.
1.49. Останина Н.В. Педагогическая поддержка совладающего поведения подростков./ Н.В. Останина // Моделирование социальных систем и вопросы преподавания математики в высшей школе: труды международной конференции 26-27 марта 2008 г. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 195-208.
1.50. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. – Хилсдейл, 1984. – С. 57-63
1.51. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / под ред. Л.И. Вассермана. – СПб., 1999. – 49 с.
1.52. Психотерапевтическая энциклопедия // под ред. Карвасарского Б.Д. СПб.: Питер, 1998. – 752 с.
1.53. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст /Х. Ремшмидт. - М.: Знание, 1994. -366 с.
1.54. Романова E.С, Гребенников Л.P. Механизмы психологической защиты. – М., 1996. – 139.
1.55. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты, - издательский центр «Талант» , 1996. - 144с.
1.56. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М", 2000. – 656 с.
1.57. Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. – 2002. – № 5, 6.
1.58. Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. – Томск : Изд-во ТГУ, 1990. – 36 с.
1.59. Туманов Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002.
1.60. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М., 1993. http://www.psychol-ok.ru/lib/freud_a/paizm/paizm_12.html
1.61. Фрейд А. Эго и защитные механизмы. – М. : Эксмо, 2003. – 256 с.
1.62. Харламенкова Н.Е. Психология личности http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html
1.63. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В.Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема [Текст] // Иностранная психология, 1996. - № 7. - С. 71-77.
1.64. Шпрангер, Э. Два вида психологии [Текст] / Э. Шпрангер. / Хрестоматия по истории психологии // Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 286-300.
1.65. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1999.
1.66. Экман, П. Почему дети лгут [Текст] / П. Экман. - М.: Педагогика- Пресс, 1993.
Цена: 3000 рублей
Чтобы купить работу напишите на почту [email protected] или позвоните по тел.: 8 800 700 54 07, 8 989 613 99 39