взаимосвязь интеллекта и оперативной памяти старших дошкольников
Год защиты: 2012
Кол-во страниц: 60
Работу еще никто не покупал
Описание работы
Введение
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем психолого-педагогической науки является проблема изучения развития интеллекта и познавательных процессов, поскольку именно мобильность интеллектуальной сферы человека может стать залогом их успешной адаптации к динамичным современным условиям в течении всей жизнедеятельности.
Важнейшая роль интеллекта и памяти в процессе социализации личности делает проблему развития этих способностей актуальной для всех возрастных групп.
Особое значение рассматриваемая проблема приобретает в дошкольном возрасте, потому что именно в это время происходит становление всех познавательных процессов.
В современном опыте образования проблема понимания сущности интеллекта рассматривается многими философами и педагогами: М.С.Каганом, Л.Н.Столовичем, В.В.Орловым, В. А. Лекторским, А. М. Миклиным. Ученые считают, что интеллект - одно из важнейших сущностных свойств человека, позволяющее ему отображать мир.
Результаты фундаментальных исследований проблем интеллекта и интеллектуальных способностей в области психологии нашли отражение в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, А.Н.Кочергина, С.Л.Рубинштейна, М.А.Холодной, и многих других. Среди зарубежных авторов проблема способностей рассматривалась в работах Д.Брунера, К.Дункера, Ж.Пиаже, А.Стаатса, Х.Айзенка, Р.Стернберга, Л.Терстоуна, Х.Гарднера. Ученые трактуют данный феномен с позиций различных подходов, в результате возникает множество интерпретаций понятия «способность», что в свою очередь осложняет психологическое осмысление проблемы.
Объект исследования – интеллектуальная сфера старших дошкольников.
Предмет исследования – взаимосвязь интеллекта и оперативной памяти старших дошкольников.
Цель исследования – выявить взаимосвязь интеллекта и оперативной памяти старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) Выявить сущность интеллекта и оперативной памяти;
2) обосновать взаимосвязь интеллекта и оперативной памяти старших дошкольников
3) разработать программу развития интеллекта ...
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем психолого-педагогической науки является проблема изучения развития интеллекта и познавательных процессов, поскольку именно мобильность интеллектуальной сферы человека может стать залогом их успешной адаптации к динамичным современным условиям в течении всей жизнедеятельности.
Важнейшая роль интеллекта и памяти в процессе социализации личности делает проблему развития этих способностей актуальной для всех возрастных групп.
Особое значение рассматриваемая проблема приобретает в дошкольном возрасте, потому что именно в это время происходит становление всех познавательных процессов.
В современном опыте образования проблема понимания сущности интеллекта рассматривается многими философами и педагогами: М.С.Каганом, Л.Н.Столовичем, В.В.Орловым, В. А. Лекторским, А. М. Миклиным. Ученые считают, что интеллект - одно из важнейших сущностных свойств человека, позволяющее ему отображать мир.
Результаты фундаментальных исследований проблем интеллекта и интеллектуальных способностей в области психологии нашли отражение в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, А.Н.Кочергина, С.Л.Рубинштейна, М.А.Холодной, и многих других. Среди зарубежных авторов проблема способностей рассматривалась в работах Д.Брунера, К.Дункера, Ж.Пиаже, А.Стаатса, Х.Айзенка, Р.Стернберга, Л.Терстоуна, Х.Гарднера. Ученые трактуют данный феномен с позиций различных подходов, в результате возникает множество интерпретаций понятия «способность», что в свою очередь осложняет психологическое осмысление проблемы.
Объект исследования – интеллектуальная сфера старших дошкольников.
Предмет исследования – взаимосвязь интеллекта и оперативной памяти старших дошкольников.
Цель исследования – выявить взаимосвязь интеллекта и оперативной памяти старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) Выявить сущность интеллекта и оперативной памяти;
2) обосновать взаимосвязь интеллекта и оперативной памяти старших дошкольников
3) разработать программу развития интеллекта ...
Оглавление:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования взаимосвязи интеллекта и оперативной памяти
1.1. Проблема исследования интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Оперативная память как психологический феномен
1.3. Взаимосвязь интеллекта и познавательных процессов
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование интеллекта и оперативной памяти
2.1. Методы и организация эмпирического исследования
2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация
2.3. Программа развития интеллекта и оптимизации запоминания
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Количество источников: 53
Источники:
Библиография
1) Агафонов, А.Ю. Подходы к изучению памяти: историко-психологический анализ [Текст] // Журнал прикладной психологии. – 2004. - №6. – С. 26-37.
2) Бирюк, С.М. Развитие опосредствованной памяти у детей подросткового возраста: курсовая работа [Текст]. – М., 2007-2008. – 52с.
3) Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания [Текст]: в 2 т. Т.1. / Б.М. Величковский - М.: Академия, 2006. – 448с.
4) Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] // Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – C.208-375.
5) Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка [Текст] // Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - С.1072-1119.
6) Выготский, Л.С. Основные проблемы современной дефектологии [Текст] // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. – С.10-47.
7) Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребёнка [Текст] // Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. - C.191-208.
8) Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики [Электронный ресурс] / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368с., ил. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0175/1_0175-1.shtml.
9) Выготский, Л.С. Психология [Текст]. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008с.
10) Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – 3-е изд. – М.: ЧеРо, 2002. – С.465-476.
11) Зинченко, Т.П. Опосредственная и непосредственная память // Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПБ.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.
12) Зинченко, Т.П. Когнитивная и прикладная психология [Текст]. – М.: МОДЭК, 2000 г. - 608с.
13) Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии [Текст]. – СПб.: Питер, 2002. – 320с.: ил.
14) Иванова, Е.Ф. Развитие непроизвольной памяти: повторение исследований П.И. Зинченко [Текст] / Е.Ф. Иванова, Е.С. Мажирина // Культурно-историческая психология. – 2008. - №1. – С.48-58.
15) Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Текст] // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – 3-е изд. – М.: ЧеРо, 2002. - С.653-657.
16) Крутецкий, В.А. Психология [Текст]. - М.: Просвещение, 1986. - 336с.
17) Кулагина, Е. С. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте [Текст] // Бакалаврская работа. - Дубна: Университет Дубна, 2006.
18) Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: внимание и память [Текст]. - М.: Смысл, 2000. - 511с.
19) Леонтьев, А.Н. Логическая и механическая память [Текст] // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – 3-е изд. – М.: ЧеРо, 2002. – С.626-653.
20) Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст].- М: Мысль, 1965.- 574с.
21) Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания [Текст] // Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и В.Я. Романова В.Я. М.: ЧеРо, 1998. – С.420-436.
22) Леонтьев, А.Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы [Текст] / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М: Смысл, 2003. – 439с.
23) Лохов, М.И. Динамика формирования произвольной памяти у детей [Текст] / М.И. Лохов [и др.] // Психологический журнал. Т. 14. - 1993. - № 4 - С. 56-65.
24) Ляудис, В.Я. Память в процессе развития [Текст]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 253с.
25) Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]. – СПб.: Питер, 2005. - 592с.
26) Мальцева, К.П. Наглядные и словесные опоры при запоминании у школьников [Текст] // Вопросы психологии памяти / Под ред. А. А. Смирнова. - М.: АПН СССР, 1958. – С.89-108.
27) Мещеряков, Б.Г. Стадии развития ВПФ и их эмпирические референты: реконструкция имплицитной концепции Л. С. Выготского [Текст] // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 2004. - № 3. - С.57-72.
28) Мещеряков, Б.Г. Параллелограмм развития памяти: не миф, но требует уточнения [Электронный ресурс] / Б.Г. Мещеряков [и др.] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2008. - №1. – Режим доступа: www.kip.mgppu.ru/index.
29) Митина, О.В. Математические методы в психологии: Практикум [Текст]. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 237с.
30) Мясоед, П.А. «Параллелограмм» А.Н. Леонтьева, «генетический закон» Л.С. Выготского и традиция научной школы [Текст] // Вопросы психологии. 2003. - №2. – С.105-117.
31) Мячина, С. Развитие опосредствованной памяти в младшем школьном возрасте [Текст]. – Курсовая работа. – М., 2007-2008.
32) Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст]. – СПб.: Речь, 2004. – 392с.
33) Немов, С.Р. Общие основы психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bibl.tikva.ru/base.http://www.twirpx.com/about/faq/downloading/
34) Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов [Текст]. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460с.
35) Общая психология [Текст] / Под ред. Б.С. Братуся. – Т.3. Память / В.В. Нуркова. – М.: Академия, 2006. – 320с.
36) Оксфордский толковый словарь по психологии [Электронный ресурс] / Под ред. А. Ребера, 2002. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/.
37) Отрочество. Подростковый возраст. Особенности памяти в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tmn.fio.ru.
38) Петухова, Н. Развитие опосредствованной памяти в младшем школьном возрасте [Текст]. – Дипломная работа. – М., 2008-2009.
39) Пильник, И. Развитие опосредствованной памяти у детей дошкольного возраста [Текст]. – Курсовая работа 5-го курса. – М., 2007-2008.
40) Познавательные психические процессы [Текст] / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с., ил.
41) Психологический словарь. Память [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// psychology.net.ru.
42) Психологический словарь [Текст] / Под ред. Т.П. Зинченко, Мещерякова Б. Г. – М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 440с.
43) Психология подростка. Хрестоматия [Текст] / Сост. Ю.И. Фролов. - М., Российское педагогическое агентство, 1997. - С. 232-285.
44) Развитие логической памяти у детей [Текст] / Под ред. А.А. Смирнова. – М: Просвещение, 1976. – 256с.
45) Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб: Питер, 2000. – 720с.
46) Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения их в клинике. [Приложение (стимульный материал)]. – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. – 160с.
47) Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание [Текст] // Психология памяти. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – 3-е изд. – М.: ЧеРо, 2002. – С. 476 – 486.
48) Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.; ил.
49) Социология: Энциклопедия [Электронный ресурс] / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003. – Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/568/.
50) Толстых, Н.Н. Тенденция мотивации и временной перспективы российских подростков [Текст] // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / Научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. Редакционная коллегия: Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова. – М.: МГППУ, 2007. – С. 142-151.
51) Фёдорова, А.В. Развитие опосредствованной памяти у детей младшего школьного возраста (на примере репликации методики А.Н. Леонтьева) [Текст]. – Дипломная работа. – М., 2008.
52) Хасаева, Т.М. Проблема развития мнемических способностей в педагогической психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biysk.asu.ru.
53) Хозиев, В.Б. Опосредствование в теории и практике культурно-исторической концепции [Текст] // Культурно-историческая психология. 2005. - №1. - С.25-35.
Цена: 3500 рублей
Чтобы купить работу напишите на почту [email protected] или позвоните по тел.: 8 800 700 54 07, 8 989 613 99 39